Госдума сегодня приняла закон о
ратификации Протокола о присоединении России к Марракешскому
соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года.
За принятие документа проголосовали 238
депутатов, против - 201, воздержался один депутат. Для принятия
документа необходимо было набрать 226 голосов - простое большинство
/всего в палате 450 депутатов/.
Протокол подписали 16 декабря 2011 года в
Женеве, это окончательно завершило 18-летний период переговоров,
проводимых Россией по присоединению к ВТО.
Протокол предусматривает, что Россия в качестве
государства-члена ВТО принимает на себя обязательства по
Марракешскому соглашению со всеми изменениями, которые приняты членами
организации на дату вступления в силу протокола о российском
присоединении. В настоящее время членами ВТО являются 155 государств.
"К тексту протокола, который фиксирует
договоренность о присоединении России к ВТО, прилагается перечень
обязательств РФ по доступу на рынки товаров и на рынки услуг, включая
перечень изъятий из режима наибольшего благоприятствования по
услугам, - сообщил сегодня министр экономического развития РФ Андрей
Белоусов, представляя проект закона депутатам. - Обязательства по
допустимому уровню поддержи сельского хозяйства в рамках так
называемой желтой корзины /это поддержка, оказывающая искажающее
влияние на торговлю - прим.ред./, по экспортным пошлинам, по тарифным
квотам также находится в перечне обязательств по товарам". "Кроме
того, в тексте Протокола есть ссылка на обязательства, перечисленные в
параграфе 1450 рабочей группы о присоединении", уточнил министр.
Протокол, приложения к нему и обязательства, перечисленные в
соответствующем параграфе доклада рабочей группы, совокупно являются
юридически значимыми элементами пакета документов, выносимых на
ратификацию, пояснил он.
Перечень уступок и обязательств России
по товарам охватывает более 11,5 тыс тарифных линий, консолидирует
результаты двусторонних и многосторонних переговоров по доступу на
рынок товаров, включая обязательства по экспортным, импортным
пошлинам, объемам поддержки сельского хозяйства, тарифным квотам,
экспортным субсидиям в сельском хозяйстве.
Перечень специфических обязательств
России по услугам, который содержит перечень изъятий из режима
наибольшего благоприятствования, обобщает результаты двусторонних
переговоров с заинтересованными 30 странами-членами ВТО. В общей
сложности договоренности охватывают 117 секторов / всего в ВТО
выделяется более 150 секторов услуг/. Причем в 39 секторах /включая
трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт,
большинство медицинских услуг и др/ Россия на себя обязательств не
берет. После присоединения к ВТО в этих секторах могут применяться
любые ограничения для иностранных поставщиков услуг вплоть до
полного закрытия рынка при условии, что не будут нарушаться
обязательства по предоставлению режима наибольшего
благоприятствования.
Белоусов отметил, что в последние месяцы дискуссии вокруг ВТО носили бурный, часто эмоциональный характер.
"Я считаю, что сегодня эмоции идут не на пользу делу, - сказал он.
– Речь идет о сугубо экономической и политической теме - должна ли
Россия стать полноправным членом мирового торгового сообщества,
подчиняться его правилам и пользоваться ими, участвовать в разработке
норм поведения на мировых
рынках либо идти другим путем?". Министр полагает, что ответ на этот
вопрос дан. Подавляющее большинство участников дискуссий, по его
словам, не ставили и не ставят под сомнение необходимость членства
России в ВТО.
Глава Минэкономразвития также обратил
внимание на то, что присоединение к ВТО "обросло многими мифами и
небылицами". В дискуссиях часто упоминалась цифра потерь 1,5 трлн
рублей, но как она считается, по его словам, так никто и не объяснил.
"Критиковались якобы взятые нами обязательства об отказе от
поддержки промышленности и сельского хозяйства, о выравнивании
внутренних и мировых цен на газ, о ликвидации контроля за ввозом
некачественных товаров. Все это мифы", - заявил Белоусов. Говоря об
условиях присоединения, министр подчеркнул, что "лучших условий,
чем сегодня, мы практически не добьемся".
Ратификация протокола повлечет
необходимость уплаты единовременного взноса и ежегодных членских
взносов РФ в ВТО. После ратификации протокола потребуется выделение в
2012 году бюджетных ассигнований в размере 175-200 тыс швейцарских
франков на уплату единовременного взноса и 1,75 млн швейцарских
франков /по предварительным оценкам/ на уплату ежегодного взноса за
второе полугодие 2012 года. Одновременно, поскольку в настоящее время
РФ имеет статус наблюдателя ВТО, в 2012 году также необходимо внести
взнос наблюдателя в полном объеме – 29,145 тыс швейцарских
франков. При присоединении в течение года остаток суммы взноса будет
соразмерно вычтен из членского взноса. Соответствующие средства в
федеральном бюджете уже предусмотрены.
Кроме того, по предварительным оценкам,
реализация обязательств России, связанных с членством в ВТО, приведет
к сокращению поступлений в федеральный бюджет из-за снижения
ставок таможенных пошлин. Белоусов сообщил, что прямые потери бюджета
от снижения импортных пошлин могут составить в 2013 году 188 млрд
рублей, в 2014 году – 257 млрд рублей. "Однако мы исходим из того,
что реальные бюджетные потери будут существенно меньше вследствие
роста торговли, а значит налогооблагаемой базы, и вследствие
повышения собираемости пошлин, которая прямо связана с их уровнем", -
сказал при этом он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий