среда, 17 сентября 2014 г.

Греческая туриндустрия меняет порядок работы с туроператорами из РФ

Греческие компании туриндустрии понесли огромные убытки от банкротства российских туроператоров и теперь намерены прекращать работать в кредит. Сейчас они обсуждают схемы, позволяющие снизить риски банкротств, гарантировать туристам полноценный отдых, и предотвращающие демпинг, сообщил РИА Новости вице-президент компании Ambotis Tours Service Георгий Акритидис.За два неполных месяца, с середины июля, обанкротились десять российских туроператоров, в том числе крупные. Неоплаченными остались сотни счетов греческих компаний и российских авиаперевозчиков. Только за последнюю неделю обанкротились две компании — «Южный крест» и «Солвекс-Турне».
Причиной стали попытки нарастить оборот за счет снижения цен на пакет туристических услуг, и в результате вместо покрытия убытков росли потери, в итоге приведшие к банкротствам.
Миллионные потери
«Как работать? Нет туроператора, от банкротства которого мы бы не потеряли деньги. Даже “Атлас” — имел от нас одну бронь, 900 евро мы потеряли. Надо к батюшке, к священнику идти. Огромный долг со стороны всех обанкротившихся компаний», — сказал Акритидис.
По его словам, сейчас он вынужден идти на программу hair cut с отелей — забирать 5% с оборота. «Возможно, тогда удастся закрыть часть дыры в бюджете. Я не могу все отдать. Что дальше делать? А персонал? Закрыть компанию — это нереально. Кто не согласится — я ему оставляю 12% долга. На следующий год, на два, на три года», — сообщил бизнесмен.
Нынешняя ситуация, по его словам, имеет большую предысторию, которая начинается с 1990 годов.
«Тогда у нас были жесткие условия: есть предоплата — есть бронь, нет предоплаты — нет брони. Но потом некоторые конкуренты, в надежде перехватить туроператора, давали ему кредит, давали возможность оплачивать после завершения сезона. В итоге мы все поголовно вынужденно пошли на это. Начиналось все следующим образом: “мы с вами сотрудничаем, ладно, мы оставляем вам 50 тысяч в кредит”. Потом в связи с тем, что обороты поднимаются — “мы вам оставляем 100 тысяч в кредит, мы вам оставляем 200 тысяч”, и это пошло бесконечно», — сказал Акритидис.
По его мнению, в этом году было много неблагоприятных для рынка факторов. «Это и санкции, и демпинг со стороны туроператоров — “покупаем за рубль, продаем за 80 копеек”, который создает кассовый разрыв. Из-за санкций люди стали бояться путешествовать, откладывать поездку из-за неопределенности. Это создало у туроператоров очень большой кассовый разрыв. Получилось так, что сегодня кто-то мне должен, к примеру, 100 евро, я говорю — “завтра я туристов не принимаю, потому что у тебя завтра заезд на 10 евро”. Он мне отвечает — “я должен заплатить авиакомпании, я тебя прошу”, и буквально в течение недели долг из 100 евро становятся 200. Скажете — виноваты все? Виноваты все. Так это создалось», — заметил Акритидис.
Ситуацию на рынке и переход на предоплату греческие бизнесмены обсуждают. «У нас мечта, чтобы закончился этот сезон, чтобы закончилось это сражение, чтобы понимать, что мы должны делать завтра. Мы каждый день боремся с тем, чтобы только выжить сегодня в этой ситуации. Когда нам должны операторы из России, то, соответственно, на нас нажимают и здесь — и отельеры, и перевозчики, и экскурсоводы. Туристов надо обслуживать, это делают люди, которые тоже должны получать зарплату. Ты же не скажешь сотруднику — “получи зарплату через год, когда я получу деньги. Если получу”, — сказал Акритидис.
Менять порядок работы придется. “Иного выхода нет. По другому, в долг, все время работать нельзя. Многие отели, 80%, на будущий год не поднимают цену, цена для российского рынка остается прежней, это очень важно. Если и поднимают, то это минимально, инфляционные 2-3%, которые существенной роли не играют”, — добавил он.
“Мы собираемся кардинально изменить работу на российском рынке. Мы создаем свой продукт, который запустим в следующем году. Он позволит убрать риски туриста потерять деньги, полностью гарантировать полноценный отдых без каких-либо проблем. Невозможно будет и демпинговать”, — сказал Акритидис.
Что делать с туристами
Туристы обанкротившихся туроператоров могут остаться в гостиницах без дополнительной оплаты до прилета эвакуационного самолета “Турпомощи”. Доплатить придется тем, кто решит остаться, потому что вывозить их потом будет трудно.
“Мы ждем „Турпомощь“, когда прилетит самолет за людьми. Если нам объявят, что самолет прилетит завтра утром, и кто-то решит остаться, то завтра мы к нему подойдем за деньгами. Но, во-первых, ему сделаем скидку на оставшиеся дни, и во-вторых, мы даем сертификаты на скидку от 20 до 30% на следующий год в этот же период”, — сказал Акритидис.
От “Южного креста” в Греции было 3,6 тысячи туристов. По линии “Солвекса” компания принимала около 200 туристов. При этом есть и отдельные жалобы на выселение, но это единичные случаи. “Я слышал парадоксальные вещи — выселяют отели, которым напрямую заплатил „Солвекс“. Я пока не смог подтвердить это”, — сказал бизнесмен.
Акритидис заявил, что его компания на российском рынке 21 год. “Когда банкротился „Лабиринт“ или „Нева“, я не слышал кардинально отрицательных отзывов об „Амботисе“. Мы приняли все на себя, и это были большие деньги. Но это не может идти бесконечно, мы не нефтяная компания. Конечно, мы пытались потом с нашими партнерами-операторами предусмотреть некоторые вещи, и попали в капкан — ты требуешь, а он не платит. Ты со своей стороны должен отельерам, а они тебе не прощают”, — заметил он.
По мнению бизнесмена, в сложившейся ситуации есть и вина туристов: “Идя в отель „пять звезд“ и покупая тур за три копейки, они прекрасно должны понимать, что если он стоит тысячу, а они покупают его за триста, значит где-то есть какой-то подвох, то есть на каком-то отрезке пути его могут подвести”.
Операторов подвели амбиции
Банкротство большинства российских туристических компаний Акритидис связывает с “грубейшими ошибками” бизнеса. Случаи мошенничества, по его данным, единичные.
“Стратегические операторы, которые, к сожалению, закрылись, и я не знаю, кто еще может закрыться на данном этапе, — они по своей сути не аферисты. Это не 90-е годы, когда туроператор собирал деньги, а потом с деньгами уходил. Эти компании за счет оборотных денег пытаются все время выжить, выстоять, удержаться на плаву. И многие бизнесмены заложили свои дома, имущество. Я лично их как бизнесменов обвиняю в том, что они плохо вели бизнес. Как людей — не могу обвинять. Они борцы, они до конца боролись, спасти компанию, сделать так, чтобы с туристами было хорошо. Но не получилось”, — сказал он.
Попытки повысить оборот за счет снижения цен он считает ошибочными. “Условно — есть какой-то греческий остров и есть российский рынок, с 5 миллионами туристов, имеющих возможность заплатить. Этот остров может принимать из России 20 самолетов, но амбиции у операторов велики, и они ставят 50 рейсов. И за счет чего это заполняется? За счет того, что можно убить цены, снизить цены, и пытаться все время создавать оборотные деньги. Это называется пирамида”, — считает Акритидис.
По его оценке, поток с российского рынка в этом году упадет минимум на 25%, но в плане оборотных денег — почти на 50%.
У гостиниц пока все благополучно
При этом, по его данным, у греческих отельеров небольшой процент прямых потерь, туристов же обанкротившихся российских компаний они принимают в основном за счет греческих туроператоров. “Очень мало отелей пошло навстречу с небольшой скидкой для тех туристов, которые уже живут или заезжают”, — сказал глава компании.
Но если на основных туристических направлениях август для отельеров закончился благополучно, и “некоторые были даже рады произошедшему, потому что перепродали номера”, то сети отелей на узкопрофильных рынках, в отдаленных регионах, например, на Пелопоннесе, пострадали. “Туда летают, например, только из Англии и России. Если убрать российский рынок, то англичане, если они заявили один самолет (чартер с туристами — ред.), в августе не сделают два, даже если освободились номера. Может быть небольшое увеличение — 5-10%, но не больше”, — пояснил Акритидис.
Популярные у туристов острова — такие, как Крит, Родос, Кос, в августе смогли перекрыть и аннуляции, и даже немного подзаработать за счет роста европейского туриста и греческого. “В этом году как никогда за последние три года в первые 20 дней августа было очень много отдыхающих греков”, — сообщил Акритидис.
В последние годы внутренний туризм в Греции резко сократился из-за экономического кризиса.
Потери у отелей будут в дальнейшей перспективе, когда поток туристов падает, и не удастся возместить полностью потери от отмены брони номеров, предназначенных под российский рынок.
Некоторые отели получили не только оплату за весь этот год, но даже депозиты на следующий год. Это зависит не только от способности торговаться: “Есть жесткие отели, но есть и отели ключевые, на которые бросаются все операторы. С определенными сетями хотят работать все. И отельер, во-первых, поднимает цены, во-вторых, играет как удобно ему, требует деньги вперед”.
Однако не у всех положение благополучное. “Более 300 отелей в Греции сейчас находятся в глубоких кредитах и в руках банков. То есть и отельеры уже в безвыходной ситуации. Всего в Греции от 8 до 9 тысяч гостиниц, не считая совсем маленькие, „одной звезды“, — сказал Акритидис.
По его мнению, греческое правительство за много лет не смогло создать предпосылки для зимнего туризма. „Греция предрасположена к тому, чтобы у нее было большое количество туристов и зимой. У нас большое количество археологии, у нас есть горнолыжные курорты, паломнические туры — тысячи монастырей. Но никогда никому это не было интересно. Сейчас в последние годы пытаются что-то сделать, но пока не получается. Если я даже договорюсь с отельером, и он оставит отель открытым зимой, то вокруг все закрыто? Я уговорил своих друзей приехать зимой. Они 10 дней были в Арахове — и никуда не выйти. Должна быть инфраструктура — таверны, бутики, кафе. Все связано. Должен быть построен отель на две-три тысячи номеров, и тогда бизнесмен сможет открыть кафе, бутик, магазин, потому что клиентура появится“, — полагает бизнесмен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий