пятница, 23 августа 2013 г.

Кремль даст деньги «иностранным агентам»

Финансовую поддержку от государства получит около 2 тыс. некоммерческих организаций.В ближайшие дни операторы президентских грантов объявят результаты по конкурсу на получение денег для некоммерческих организаций. Среди грантополучателей многие известные правозащитные организации, в том числе и те, которые ранее получали иностранное финансирование, — движение «За права человека», Московская Хельсинкская группа, ассоциация «Голос». Как рассказали  источники, близкие к администрации президента, всего из 6 тыс. заявок будет одобрено порядка 2 тыс. 
— Весь процесс выдачи грантов прозрачен и открыт. У нас нет никаких предпочтений, все зависит от того, как сформулирована заявка. Единственным препятствием к получению денег из казны могут стать некорректно поданная заявка и недобросовестный финансовый отчет, поданный ранее, — сообщил собеседник в администрации президента.
Все некоммерческие организации, которые ведут непрозрачную отчетность, будут внесены в особый реестр — черный список — и уже потом им будет тяжело получить деньги от государства. Но противники власти только за свою позицию в такие списки включаться не станут, подчеркнул собеседник «Известий». Наоборот, многими из них получение гранта будет одобрено.
— Это «Голос», «За права человека», «Агора», «Комитет против пыток» и прочие организации, которые правоохранительные органы считали потенциальными «иностранными агентами», — заявил другой собеседник издания, представляющий организацию-оператора. 
Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев рассказал, что в этом году он подал две заявки. Одну — на выполнение проекта «Гражданский омбудсмен», другую — по проекту социализации и трудоустройства заключенных.
— За первый год по проекту «Гражданский омбудсмен» мы отчитались, нам дали денег на второй год. На второй год дали больше, то есть поощрили. Сейчас мы отчитываемся каждые три месяца, и никто нам замечаний не делает. Я просил по 8 млн на каждый проект. Второй проект существует всего один год. Если дадут денег на его продолжение, значит, с его выполнением мы также справляемся, — рассуждает правозащитник.
Исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова подала заявку на получение гранта для поддержки горячей линии фиксирования нарушений и для наблюдения на выборах. Всего ассоциация «Голос» запросила около 10 млн рублей. 
— Кроме того, мы подали заявку в Еврокомиссию и ООН. Если их одобрят, станем обращаться еще. От иностранного финансирования отказываться не будем, даже если в России мы получим достаточно средств для реализации всех наших проектов. Мы должны быть благодарны иностранным донорам за то, что они готовы поддерживать демократию в России, — говорит Шибанова.
Московская Хельсинкская группа (МХГ) запросила 3,5 млн рублей на выполнение проекта «Расширение участия граждан в реформе полиции» и 5 млн рублей на реализацию проекта «Мониторинг ситуации с правами человека и применения нового законодательства в России».
— В этом году мы не обращались за иностранным финансированием, решили пока отказаться. Если не будет предвзятого отношения к организациям при оценке заявок, а финансирование достаточным для реализации проектов, а также не будет давления со стороны власти, мы готовы совсем отказаться от иностранного финансирования, — подчеркнула исполнительный директор МХГ Нина Таганкина.
Глава общероссийского движения «Гражданское достоинство», которое в следующем году станет главным грантооператором, Элла Памфилова считает, что каждая организация должна сама решать, как для нее наиболее целесообразно получать деньги — от России или от Запада. 
Если власти станут выделять достаточное количество денег НКО, то необходимость в получении средств за рубежом у большинства организаций быстро отпадет, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. 
— Если получение денег будет обусловлено неформальными требованиями типа одобрения политики российских властей, вряд ли это будет приемлемо для НКО, — говорит он. — А если российские власти станут выделять достаточно средств и не вмешиваться в работу НКО, думаю, необходимость в зарубежном финансировании отпадет.
После принятия закона, который требовал от ряда НКО регистрироваться в качестве «иностранного агента», многие организации пытались обойти его действие — так, по крайней мере, утверждали в Генпрокуратуре. По данным главы ведомства Юрия Чайки, которые он сообщил на встрече с президентом, 17 организаций, среди которых «Агора» и «Голос», получали деньги от иностранных посольств, но отказывались получать соответствующий статус. После череды скандалов в Кремле пообещали решить проблему мирно — увеличить финансирование НКО.