понедельник, 25 февраля 2013 г.

Переговоры об отмене виз между Россией и ЕС зашли в тупик


На прошлой неделе известный блогер Антон Носик, всколыхнул сетевую общественность сообщением о том, что переговоры об отмене виз между Россией и ЕС зашли в тупик, и к Олимпиаде в Сочи вопрос решен скорее всего не будет. А все из-за того, что, по мнению Носика, наши власти не готовы открывать границы для европейцев в качестве жеста доброй воли (как это сделали Украина и Молдова), но требуют чтобы Европа открыла свои для наших чиновников — владельцев служебных паспортов, на что официальный Брюссель идти категорически отказывается. По всему выходит, что рядовые граждане опять страдают из-за чиновников. Вопрос вызвал в Сети такой резонанс, что российский МИД в понедельник вынужден был дать разъяснения на своей официальной странице в"Фейсбуке".

"Переговоры с ЕС об отмене виз для краткосрочных поездок ведутся с 2007 года. В настоящее время осуществляем согласованный в 2011 году перечень "совместных шагов", реализация которого должна открыть путь к разработке проекта соглашения об отмене виз для краткосрочных поездок граждан России и ЕС. Указанные переговоры в тупик не зашли, процесс выполнения перечня последовательно и настойчиво продолжается. Российская сторона стремится к более ускоренному продвижению к безвизовому режиму с ЕС – по возможности, к 2014 году. Однако, к сожалению, сторона ЕС такой подход не разделяет и уклоняется от фиксации возможных сроков отмены виз", — сообщает российское внешнеполитическое ведомство.
Эту позицию в понедельник подтвердил глава МИД России Сергей Лавров на встрече с коллективом Дипломатической академии. "Я убежден, что мы уже давно готовы к безвизовому режиму для краткосрочных поездок граждан", — подчеркнул он. Однако, по словам Лаврова, в Москве складывается впечатление, что "некоторые члены Евросоюза заняли политическую позицию, дискриминирующую Российскую Федерацию". По некоторым данным, указал министр, ряд членов Евросоюза "твердо настаивает, используя принцип консенсуса, действующий в ЕС, на том, чтобы визовые послабления в отношениях с Россией не опережали, а шли за визовыми послаблениями для стран Восточного партнерства (Украина, Молдавия, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан). "Если это так, то это чистая предвзятость, значит, люди пытаются вести дела не на основе фактической ситуации, а на основе своих политических предпочтений", - цитируют Лаврова РИА Новости.
Вместе с тем МИД подтверждает, что забуксовали другие визовые переговоры между Москвой и Брюсселем. "В настоящее время действительно в тупик зашли ведущиеся параллельно с "безвизовым диалогом" переговоры по проекту соглашения с ЕС о внесении изменений в Соглашение Россия-ЕС об упрощении выдачи виз 2006 года. Причиной этого является упорное нежелание стороны ЕС включить в проект указанного соглашения положение об отмене виз для краткосрочных поездок (до 90 дней) обладателей биометрических служебных паспортов. При этом какой-либо внятной аргументации в обоснование своей позиции Евросоюз не приводит. Российская сторона предоставила партнерам необходимые разъяснения по количеству таких паспортов и порядку их выдачи. Речь идет не о 150 тысяч, о чем пишут СМИ, а о десятикратно меньшем числе (да и то — в перспективе)". При этом в МИД подчеркнули, что "речь идет о возможности кратковременного въезда", а не о "праве бессрочного безвизового нахождения в Евросоюзе для обладателей служебных паспортов".
Казалось бы, если Евросоюз против особых категорий граждан и не хочет давать чиновникам привилегии, а хочет чтобы у всех без исключения россиян была возможность упрощенного получения шенгена, то ради общего блага вопрос со служебными паспортами можно было бы с повестки снять и рогом в него не упираться. Но дело в том, брюссельские чиновники на деле очень избирательно подходят к борьбе с привилегиями – в июле Евросоюз подписал соглашение об упрощении визового режима с Украиной, где обладатели служебных биометрических паспортов освобождены от необходимости получать визы. По словам Лаврова, "тут мы оказываемся в ситуации, когда отказавшись от этого, мы сознательно пойдем на то, чтобы нас дискриминировали".
Поясняя, о каких служебных паспортах вообще идет речь, в ведомстве сообщают: "В России служебные паспорта для краткосрочных поездок выдаются государственным служащим в строгом соответствии со статьей 12 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". По возвращении эти паспорта сдаются на хранение в направившую в командировку организацию. Члены семей таких паспортов не получают, за исключением персонала российских загранпредставительств, находящегося в длительных командировках".
При этом, опровергая заявления Носика о том, что в Европе у чиновников нет паспортов, аналогичных нашим служебным, МИД публикует очень любопытную информацию: "Абсолютно не соответствует действительности утверждение, что в ЕС нет аналога российских служебных паспортов". По имеющимся данным, таких паспортов в странах ЕС насчитывается свыше 150 тысяч. Более того, в некоторых странах ЕС они выдаются не только госслужащим, но и представителям академических кругов. Есть даже примеры выдачи их "представителям знати". В некоторых государствах ЕС учет выданных служебных паспортов вообще не ведется, сообщает ведомство.
Получается, что позицию российского МИД легко понять. Речь идет не о том, чтобы российские чиновники, которые и так не обделены благами в родном отечестве, могли в любое время беспрепятственно кататься по Европе без каких-либо визовых осложнений. Вопрос в том, почему российской делегации, отправляющейся, например, в Давос, надо оформлять визы, а украинской – нет. И почему тогда мы должны открывать свои границы перед носителями европейских служебных паспортов, а Евросоюз на такой шаг не готов?