воскресенье, 24 февраля 2013 г.

"Печатный станок" не приводит к гиперинфляции

Сейчас многие обеспокоены тем, что курс центральных банков на количественное смягчение может привести к гиперинфляции. Но причин для беспокойства нет, так как для гиперинфляции необходимо нечто большее, чем очередное QE.
Джеймс Монтьер, стратег Grantham, Mayo, Van Otterloo & Co. LLC, отметил, что гиперинфляция – это не просто денежный феномен. Внезапное сокращение поставок, которое зависит от потенциального объема производства, играет важную роль в периоды гиперинфляции, создавая избыточный спрос, сказал он.

"Версия о том, что печатание денег центральными банками для финансирования дефицита государственного бюджета создает гиперинфляцию, является слишком упрощенной, - заявил Монтьер. – История учит нас, что необходимо сильное сокращение предложения, часто в сочетании с внешним долгом, выраженным в иностранной валюте".

Это означает, что США, Великобритания и Япония, скорее всего, не столкнутся с риском потери контроля над инфляцией. С другой стороны, распад евро может спровоцировать резкий рост цен, отметил Монтьер и добавил, что если бы простое включение "печатного станка" действительно приводило к гиперинфляции, то мы должны были находиться в ожидании гиперинфляции все время, а такие случаи, к счастью, очень редки и в основном представляют случаи, когда население теряет веру в национальную валюту.

Действительно, сейчас, несмотря на продолжающиеся программы стимулирования экономики в крупных развитых странах, инфляция находится на приемлемом уровне, а в некоторых случаях, как в Японии, и вовсе наблюдается устойчивая дефляция.

В США в январе инфляция оказалась нулевой, в годовом выражении рост потребительских цен составил 1,6%. В Великобритании в январе в годовом выражении инфляция составила 2,7%, что, как видно, весьма далеко от гиперинфляции, когда темпы роста цен, как принято считать, в месячном выражении должны превышать 50% в течение нескольких месяцев подряд. Еще одним признаком гиперинфляции является фактически разрушение денежно-кредитной системы страны и "бегство" из национальной валюты.

По исследованиям экономиста Питера Бернхольца, гиперинфляция зачастую возникает тогда, когда бюджетный дефицит превышает 40% от государственных расходов. Тогда правительства идут на прямую монетизацию госдолга, что быстро разгоняет цены.

В США дефицит бюджета составляет 7% ВВП в 2012 г., в Великобритании показатель находится на уровне 7,2%, а в Японии дефицит составляет всего 5% ВВП.

При этом практически все страны, особенно развитые, сейчас стремятся сократить дефицит бюджета, используя в том числе меры жесткой экономии. Таким образом, несмотря на действие программ по количественному смягчению во всем мире, глобальные риски гиперинфляции сейчас незначительны, и, судя по всему, опасно вырастут они только в случае очередного витка кризиса, который, например, приведет к дефолту США или полному распаду еврозоны.