Гигантский километраж и многочасовые перелеты переутомляют
пилотов российских самолетов, и они засыпают прямо за штурвалом. По
данным Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС), в 2011 году с
летчиками только одной авиакомпании — «Аэрофлот» — было зарегистрировано
22 инцидента «невыхода на связь». Это когда диспетчер вызывает борт, а
тот продолжительное время не отвечает. Если потом выясняется, что
самолет был исправен, и никаких ЧП на борту не было, делается вывод, что
оба пилота крепко спали и не слышали диспетчеров. А самолет в это время
управлялся автопилотом.
— С уснувших пилотов потом
берут объяснительные: они пытаются все списать на технику, что не
слышали или что никаких вызовов не было, — рассказывает президент ШПЛС
Игорь Дельдюжов. — Но такие объяснения обычно не принимают: на борту
самолета пять радиостанций, и на потерю связи длительное молчание не
спишешь.
Дельдюжов утверждает, что на самом деле летчики спят за штурвалом гораздо чаще:
— Таких случаев сотни. Бывает, летчики
спят в тот момент, когда их не зовут, или они как-то договариваются
потом, чтобы на них документы не оформлялись. В последнее время таких
случаев становится больше, потому что на дальние расстояния сейчас
пилоты «Аэрофлота» летают без усиления, то есть без дополнительного
пилота. Усиление убрали в 2010 году.
О случаях засыпания пилотов за штурвалом
рассказали все опрошенные «Известиями» летчики. Авиакомпании по понятным
причинам такой информацией со СМИ не делятся. Летный директор
«Аэрофлота» Игорь Чалик заверил «Известия», что в прошлом году
авиакомпания расследовала два случая невыхода экипажей на связь, и оба
раза оказывалось, что летчики были чем-то заняты и случайно пропускали
момент передачи радиоданных.
Разнятся и данные по количеству зарегистрированных случаев невыхода на связь.
—
Лично мне известно о трех случаях за прошлый год в «Аэрофлоте» и двух в
другой авиакомпании, — говорит Мирослав Бойчук, председатель Профсоюза
летного состава РФ.
Случаи с засыпанием пилотов во время
рейса регулярно происходят по всему миру. В марте прошлого года за
штурвалом на короткое время заснул летчик SAS, управлявший рейсом из
Стокгольма в Копенгаген. Его разбудил второй пилот, возвращавшийся в
кабину из салона; дверь кабины была заперта изнутри, и пока ломившиеся
внутрь члены экипажа пытались разбудить переутомленного коллегу, в
салоне началась паника. Инцидент вдохновил шведскую газету Local
провести анкетирование 625 шведских летчиков, результаты которого были
опубликованы осенью прошлого года. Оказалось, что со сном в полете
борются чуть ли не половина пилотов.
К серьезным инцидентам сон пилотов за штурвалом пока не приводил, но возможности для этого были. В 2009
году пилоты Northwest Airlines заснули так крепко, что пролетели мимо
аэропорта Миннеаполиса. Когда они проснулись в 241 километре за пунктом
назначения, то стали придумывать легенды, что увлеклись разговорами о
ситуации в компании и не слышали вызовов диспетчера.
Годом раньше пассажирский самолет из
Гонолулу пролетел мимо аэропорта Хило из-за того, что пилоты спали:
диспетчеры не могли до них докричаться 18 минут.
Регулярность случаев засыпания за
штурвалом самолета заставила Федеральное управление гражданской авиации
США (FAA) снизить нормативы по максимальной продолжительности рабочего
дня пилотов.
— В
Америке новые нормы приняты в декабре прошлого года и будут вводиться
постепенно, в течение двух лет, — рассказывает Игорь Дельдюжов. — Время
дневного пилотирования обычным экипажем ограничено 9 часами, ночного —
8. При превышении этих параметров экипаж усиливается. У нас пока все
наоборот. Мы можем и 11 часов лететь вдвоем. К тому же понятие ночного
полета фактически убрали: сейчас полет квалифицируется по времени явки в
аэропорт. Если время явки до 22.00 — это считается дневной полет.
В «Аэрофлоте» «Известия» заверили, что претензии профсоюза не всегда обоснованы.
—
Сколько летать — зависит от пилота, это его личное дело, сколько он
готов работать и сколько ему необходимо времени для восстановления, —
сообщил собеседник в менеджменте авиакомпании. — Вообще, у нас недавно
была введена норма 900 летных часов в год. Причем опционально, не в
обязательном порядке, а чтобы зарабатывать 350 тыс. рублей в месяц. Это
норма налета летчиков европейских авиакомпаний. В США эта норма
составляет 1 тыс. часов. А, например, в Китае эта норма составляет 1,1
тыс. часов в год. У нас же летчик может летать и 800 часов и если хочет
меньше. На практике 900 летных часов в год это один рабочий день из
трех. Помимо этого у летчиков «Аэрофлота» 70 дней отпуска в году.
По словам Дельдюжова, чтобы улучшить
условия работы летчиков, шереметьевский профсоюз в июле 2011 года
отправил в Минтранс предложения по изменению положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ»:
— До сих пор не было создано даже комиссии, которая бы этот вопрос рассмотрела.
В Минтрансе «Известия» заверили, что пожелания летчиков без внимания не останутся.
—
Предложения профсоюза учтены и внесены в проект 139-го приказа,
разработанного совместно с Профсоюзом летного состава России, — пояснил
начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов.
По словам представителя министерства, сейчас проект приказа проходит обсуждение в авиационном сообществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий